«Знакомим детей с народной культурой!»
Народная мудрость гласит: «Человек, не зная своего прошлого, не знает ничего…» «Ты мира не узнаешь, не зная края своего».
И с этим трудно не согласиться. Интерес к прошлому, к своим корням, к истории, культуре народа и есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее.
Знакомство ребенка с народной культурой начинается уже с пелёнок с колыбельных песен. Детский фольклор представлен сказками, потешками, припевками, скороговорками, считалками, дразнилками, прибаутки, загадками. Народные песни способствуют преодолевать языковой и культурный барьер, возникающий между старшим поколением и ребёнком.
Цель: приобщение дошкольников к национальной культуре, традициям и обычаям своего народа.
Задачи:
- Знакомить детей с первичными представлениями о жизни, быте русского народа;
- Расширять знания детей о русском народном творчестве;
- Создавать предметно-развивающую среду;
Русский фольклор – это одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности.
Знакомство с народными произведениями обогащает чувство и речь ребёнка, формирует отношение к окружающему миру, воспитывает художественный вкус.
Жанры фольклора:
-младший возраст: колыбельные песни, потешки, прибаутки, пестушки, сказки
-старший возраст: заклички, поговорки, пословицы, считалки, былины, частушки.
Малые формы фольклора используются при формировании навыков самообслуживания и гигиены.
Показ трудового действия может сопровождаться потешкой, или песенкой.
Быт и прикладное творчество
Приобщение детей к истории и быту русского народа наиболее удачно проходит в игровой форме «погружение в культуру», где дети проживают определенную историческую ситуацию, изучают быт, образ жизни, ремесла, народное искусство.
Важно познакомить дошкольников с устройством русской избы, традиционном назначении и использовании каждой части избы.
Дети должны иметь представления о реальных предметах быта: ухват, чугун, прялка, коромысло и др.
Знакомство детей с народными промыслами родного края помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественно-эстетического воспитания.
Дошкольники получают знания о различных видах декоративно-прикладного искусства, знакомятся с особенностями тех или иных изделиях, учатся видеть и понимать красоту.
Самая доступная и понятная для детей народная игрушка – это, конечно же, матрешка.
Матрешка вызывает необычайный эмоциональный отклик у детей, они оживленно рассказывают какого цвета на ней наряд, платок, слушают и запоминают стихи о ней.
В младшей группе дымковская игрушка как нельзя лучше подходит для знакомства с ней уже в младшей группе. Она проста по форме, нарядна, колоритна, своеобразна, украшена простым, но впечатляющим орнаментом, она будит воображение детей и всегда желанна им.
Сначала дымковская игрушка вносится как персонаж потешки, затем вносится игрушка на занятия зарядкой (под шуточную потешку изображаем как гарцуют кони, хлопают крыльями петушки). Также ненавязчиво предлагаются детям дидактические игры: «Укрась юбочку барышне», «Наряди козлика».
В средней группе продолжается работа с народной игрушкой. Процесс ознакомления с игрушкой в этом возрасте связан с узнаванием и непременно обыгрыванием.
Чтобы занятия декоративным рисованием не были скучными и однотипными необходимо разнообразить материал для творчества. Например, рисовать не только на бумаге, но и на ткани.
В старшей группе дети наряду с дымкой знакомятся с новым видом народного творчества – это городецкая роспись. Вместе с детьми приходим к выводу, что городецкие умельцы украшали своими узорами в основном предметы быта, чтобы украсить скромную деревенскую обстановку.. Это очень стимулирует и побуждает детей к творчеству.
В подготовительной группе дети узнают новые виды декоративного искусства: Хохлома, Гжель Там дети знакомятся с историй возникновения промыслов, с легендами, поверьями, связанные с промыслами. Все эти знания очень способствуют развитию воображения у детей, воспитанию художественного вкуса.
Знакомить детей с декоративно прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей.
знакомство с народными праздниками и традициями
Народные праздники помогают дошкольникам почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его традициях и обычаях, развивают творческие способности.
Эти праздники дают представление о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянина. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа.
В работу по ознакомлению детей с народными традициями включаются различные виды детской деятельности: познавательная, исследовательская, художественно-продуктивная, досуговая, игровая.
Народные праздники знакомят детей с народными традициями и историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма.
Масленица
Очень мы любим праздник масленица, где устраиваем на участке детского сада импровизированное народное гулянье с хороводами, песнями и плясками и обязательно состязания с использованием русских народных забав (как правило, это приход скоморохов, сказочных героев, игра на ложках, игра в бубен). Тут же, на улице, печём масленичные блины, а в конце сжигаем чучело масленицы, сделанное своими руками.
Рождественские колядки
Основная традиция колядок — петь песни и засевать зерном.
Если в будний день рассыпанное зерно — это мусор, то на колядках за такое можно получить пряники или конфеты.
Жаворонки.
Из пластилина делают птичек и расписывают их гуашью, поют закличку и конце выпускают птичку в небо (бумажный жаворонок).
Знакомство с народными песнями, играми и хороводами
Большую роль в эстетическом развитии дошкольников играют народные песни, игры и хороводы.
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение истории его развития. В старину в них ярко отражались образы людей, быт, труд и национальные устои, представления людей о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью и выносливостью.
Характерная особенность русских народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча).
В младшем возрасте любимыми играми у детей могут стать
«У медведя во бору», «Баба сеяла горох», «Гуси-гуси», «Смешинки».
В этих играх используются разнообразные атрибуты: маски, иллюстрации, русские народные инструменты
В старшей группе детям очень нравятся игры:
«Горелки», «Огородник», «Заря-заряница», «Где был Иванушка?», «Ручеек».
Ряд хороводных игр основан на соединении песни с движением.
Это игры «Каравай», «Заинька», «По ровненькой дорожке», «Веснянка».
Каждой русской игре обычно предшествует игровой зачин — считалка. Именно считалки вводят детей в игру, помогают организовать и распределить роли.
Комментариев нет:
Отправить комментарий